Выступление президента Воронежской федерации баскетбола Сысоева А.В.

. Опубликовано в Новости ВФБ (Просмотров: 1785)

Представляем вашему вниманию запись выступления президента ВФБ Сысоева Александра Владимировича на заседании президиума РФБ 29.11.2013.

 

"Уважаемый президиум, уважаемые коллеги!

По заданной тематике я выступал уже несколько раз. И т.к. тема достаточно скучная, то выступление в конце повестки дня вызывает озабоченность, как же это будет восприниматься? Предыдущие выступления, вскрывшие проблемы, только укрепили меня в мысли, что нужно объяснить более доступным языком с картинками. Хотелось бы скучное выступление снабдить яркими красками. Поэтому прошу у председателя дополнительного времени сверх регламента 5 минут, в 30 минут уложусь.

Заранее прошу у специалистов высокого класса извинить за иногда примитивный язык, но я равняюсь на уровень подготовки студентов первых курсов. Реформа всей организации проведения соревнований и подготовки к ним должна представлять собой общую систему, способствующую более эффективному достижению целей и задач всей Российской Федерации Баскетбола. Поэтому начну с притчи. Четырех человек в полной темноте поставили в амбаре. Нужно было догадаться, что в нем находится. Один сказал, что чувствует, что там есть змея, второй - канат, третий -  холодное строение, четвертый ответил, что там находится животное и пахнет навозом. Когда открыли амбар, там оказался слон. Это говорит о том, что каждый человек, который выступал до этого, и говорил о тех или иных проблемах,   говорил правильно о пути выхода по своей проблеме. Но проблемы у всех разные, потому что цели и задачи разные. Задачи Федерации в том, чтобы правильно распределить ресурсы (АСБ, Клубы, муниципалитеты, частные инвесторы и т.д.). Обсудить все интересы и цели и направить их на достижение оптимального результата.

Опыт моей работы в качестве тренера детской, студенческой и профессиональной команды, функционера и просто человека, который 15 лет  решал проблемы региональной федерации баскетбола показывает, что всё это малые или большие профили одной и той же проблемы.

Тезис № 1. Главная проблема - отсутствие возможности запланировать многолетнюю подготовку резерва. Достаточно неконструктивно вести диалог о той или иной программе подготовки сборной, успехов сборной и квалификации сборной, если нет возможности запланировать до мелочей вперед на несколько лет этапы спортивной подготовки. «Поставить» спортсмена под нагрузку, чередуя тренировочные и соревновательные циклы подготовки. Глядя на планирование тренировочного процесса спортсменов высокой квалификации за рубежом, мы видим, что горизонт планирования равен четырехлетнему циклу. Методом обратного отсчета от самых важных соревнований тренеры планируют час, дату старта или модель турнира, подстраивая под это всю систему подготовки.

Теперь перейдем к ресурсам и политике государства в области спорта. Министр спорта РФ В.Л. Мутко заявил, что роль государства будет усиливаться в области физической культуры и спорта.

Все сейчас говорят об усилении роли государства во всех сферах: в проведение соревнований, методическом оснащении, технологическом оснащении и т.д. Как же это может сочетаться с теми рыночными условиями, в которых сегодня находятся клубы? Найти этот оптимальный баланс – важная задача. Вернусь к теме моего выступления – «Совершенствование взаимодействия между Клубами и ДЮСШ при подготовке спортивного резерва». Ключевое слово – это совершенствование взаимодействий. Это политический процесс. Мы должны говорить о взаимодействии между профессиональными и любительскими лигами, между федерациями и командами, между руководителями сборной и ДЮСШ. Политика всегда строится на экономических интересах. Мы должны учесть эти экономические интересы каждого в календаре. За экономическим аспектом следует юридический аспект. Мы должны внести изменения во все документы, регламенты, приказы. Тогда будет выстроена стройная система. Куда нужно двигаться и что нужно для этого сделать. Если мы начали с того, что основным является многолетняя плановая подготовка спортивного резерва, то соответственно важен и правильно выстроенный календарь соревнований. Мы должны изучить все регламенты всех соревнований от первенств города до международных стартов. Начать с самого скучного, но важного, как ни странно, для Клубов вопроса о массовом спорте. От набора, организации и проведения тренировочного и соревновательного этапов в спортивной школе и пересечения с общеобразовательной.

Тезис № 2. Давайте рассчитаем, сколько же спортсменов необходимо в год готовить для национальной сборной страны.  Сколько же денег тратится на набор этих игроков в ДЮСШ, проведение соревнований, затраты на экипировку, инвентарь и т.д.? Получаем сумму не менее бюджета Клуба женской Суперлиги. А столько ли нам нужно? Ответ – «нет». Так сколько же нужно игроков для того, чтобы сборная была конкурентоспособная? Оказалось, что мало, если учесть, что средний возраст баскетболистов в сборной - 27 лет, приходят они в нее в 21-23 года, а заканчивают  спортивную карьеру в 30-33. Если взять простой период - количество игроков в сборной 12, а расширенный состав 24 человека, то можно сказать что из сборной одного возраста выходит не более 1 игрока, попадающего в состав национальной сборной. Если это будет 2-3 игрока, то это будет серьезная конкуренция, что обеспечит нормальный уровень сборной страны. Если четко запланировать программу многолетней подготовки, провести современный отбор, то можно обойтись существенно меньшим количеством игроков в наборе. Пример тому Литва, Сербия, Хорватия. Здесь возникает вопрос, а нужно ли нам столько детей в наборе? Ответ: «Конечно, нужно». Дело не только в государственном интересе, некой социальной функции, но и в заинтересованности профессиональных Клубов, прежде всего. Проведя исследования (опрос), пришли к  выводу, что в каждом регионе ядро болельщиков составляет 90% из тех людей, которые когда либо занимались баскетболом, их родители, друзья и знакомые, которые хотя бы раз в жизни держали мяч в руках. Это те самые квалифицированные болельщики, которые в будущем отдадут свои средства за билеты, клубную атрибутику либо эфирное время. Т.е. дадут экономическую возможность развития Клубу. Именно с этой точки зрения нужно относиться к развитию любительского спорта. Поддерживать интерес у школьников и студентов дополнительными соревнованиями, а также инициативы ветеранов спорта. Это сравнимо с «золотоносным отвалом», из которого выбрали несколько самородков.

 Соответственно,  подобного рода внимательное отношение к любительскому спорту, позволяет говорить о том, что первенства школ должны проводиться по годам, и должны отсутствовать непонятные соревнования. Только первенство города или области, а не ЦФО или России. Потому, что уровень команд в мастерстве практически нивелируется в младшем возрасте. Соревнования на уровне Первенств России подводит тренеров к использованию несоответствий в программе подготовки, происходит смещение обучения на второстепенные вещи. Не заостряются на ключевых моментах. Все это говорит о том, что первые соревнования на уровне ЦФО, а затем России нужно проводить с 13 лет.

Третий тезис носит также принципиальный характер.

Необходимо снять обязанность  подготовки спортсменов в юношеском и кадетском возрасте с профессиональных Клубов. У Клубов иные цели и задачи. И это может быть противоречием. Приведу пример. Существует два известных футбольных клуба «Реал» и «Барселона». «Барселона» ведет политику подготовки резерва, это побочный бизнес Клуба. Это приводит к выходу на поле 9-10 игроков-воспитанников этого Клуба. А в «Реале» обратная политика – купить готового игрока. Такие две модели существуют в любом виде спорта. Тогда возникает вопрос, если не Клубы, то государство? Да, государство является главным заказчиком всех сборных до 21 года. И первый шаг со стороны государства – это создание Центров спортивной подготовки. Второй шаг – после наделения регионов статусом базового вида спорта, обязать эти регионы на базе ЦСП быть представленными молодежными и юношескими командами на чемпионатах и первенствах России. Вопрос: а как же те Клубы, в политику которых входит подготовка спортивного резерва? Ответ: пожалуйста, но не за деньги регионов, а за деньги спонсоров и частных инвесторов по заявлению Клуба возможно участие команды в Чемпионате. Как сборная региона номер два или под собственным названием. Либо участие  Клуба возможно при договоре с региональной ДЮСШ, подкрепленное ресурсами. Отсюда следуют два момента. Это необходимость заключения первого профессионального контракта не с игроком, которому исполнилось 20 лет как форма заключения «Игрок – трудовой контракт с Клубом», а как кредитный договор с родителями игрока, а затем и с самим игроком. Этот договор кредитный. С возраста 10-14 лет можно и нужно заключать с условием, что если заемщик средств на свое обучение профессиональным основам  играет или востребован интересам Клуба, то это погашается каким либо годом контракта. Если игрок уходит, то Клуб (если он - кредитор) предъявляет ему финансовые претензии. Тогда игрок должен отдать деньги тому, кто его готовил. Частные это деньги или бюджетные и т.д. это вопрос уже третий. Поэтому уже сегодня существует юридическая возможность заменить трудовой договор кредитным; подготавливающих людей держать, обучать в рамках высоких квалификаций. А трудовым контрактом лишь учитывать эти обязательства после достижения 20 лет возраста.

 Вопрос о том, насколько меняется вся система проведения соревнований, ответ: действительно будет меняться каждый фрагмент, потому что это система. И в регламент проведения АСБ, ШБЛ, на мой взгляд,  нужно ввести иные целеполагания.

Тезис № 4. Необходимо упорядочить проведение массовых соревнований (ШБЛ, АСБ, Спартакиады) по возрастам проведения с целью поддержки интереса любительского спорта. Первое, что нужно изменить в ШБЛ – это проводить соревнования не среди выпускников, а среди детей 11 лет. В таком случае будет более массовое участие и неподдельный интерес среди самих учеников и их родителей. Второе – исчезнет необходимость дилеммы «учащийся ДЮСШ или нет». При этом бы повысился интерес директоров школы к наличию спортсменов в общеобразовательной школе. А также решилась бы задача дополнительного просмотра талантливых самородков, не попавших в поле зрения селекционеров, что является одной из задач региональных федераций и самой РФБ. Соревнования целесообразнее проводить как регионального, так и межрегионального масштаба (без первенства России). В более старшем возрасте способствовать к интересу в нашем виде спорта будут Спартакиады школьников, а в 11-ом классе необходимо дать большую квоту для участия в АСБ за выбранный профильный ВУЗ. В 11 классе совершенно эта Спартакиада не нужна, потому что уже определились, профессионалы они или нет. И с помощью родителей или самостоятельно определились с поступлением в ВУЗ, либо в Клуб, где ЦСП устанавливают контракты с ними, или дают кредитные договоры.

Тезис № 5 Необходимо изменить регламент проведения финальных соревнований АСБ. С тем, чтобы в них участвовала сборная команда региона на базе выигравшего ВУЗа. Увеличение количества участников соревнований из года в год – это хороший результат. Но нужно понимать, что мы не можем стоять в стороне от реформ образования, целью которого становится серьезное укрупнение ВУЗов: 1-2 в регионе. Да и опыт проведения Чемпионатов в Северной Америке говорит о том же. Серьезную баскетбольную команду может подготовить только крупный университет. Что же делать в таких случаях с сегодняшним большим количеством команд и участников? Первое. Разделить по возрастной категории: до 20 лет и после 20 лет. К первому возрасту отнести всех студентов средних и высших учреждений профессионального образования. Второе дать возможность в регламенте сделать сборные команды региона. Где, например, выигравший Техникум имеет возможность усиления игроками какого либо ВУЗа города. В финал нужно допускать сборную региона, которая может быть усилена любым количеством игроков, представляющих сборную «Буревестника». И ничего в этом зазорного нет. Также в студенческом баскетболе необходимо понимание, что если контракт заключается с игроком до 20 лет, соответственно если игрок может иметь контракт с ЦСП или с Клубом на возмездное кредитование, то он может играть за Университет. Почему нет? Тем более, что это подобно молодежному чемпионату. Пусть играет за тех и за этих, если ему это нужно. Но после 20 лет нужно действительно выбрать. Или у тебя есть профессиональный контракт с каким либо Клубом, уже трудовой. Либо ты остаешься любителем, и контракта быть не может. В этом случае, мне кажется, что есть небольшая подсказка, за которой может быть закреплена гарантия тем игрокам, которые играли в Клубах, учась в каком либо университете, получить второе высшее образование бесплатно.  Как будто отдав время, как в армии, государственным задачам, т.е. будучи членом молодежного чемпионата, они попадали в кандидаты сборной по своему возрасту, то имеют право получить второе высшее образование бесплатно в другом ВУЗе как бы перепрофилируясь. С другой стороны мы имеем возможность перехода после 20 летнего возраста студентов, которые составят основу студенческой сборной на Универсиаде. Чтобы не повторялась сегодняшняя ситуация. Играя Чемпионат АСБ, уровень требований высокий, задачи политические высокие, и ни одного человека, играющего в чемпионском составе АСБ, фактически не появляется в сборной. Как и собственно, тренера. Подобного рода мотивации нужно предусмотреть в законодательстве. Создать базовую команду чемпионов, участвующих в АСБ, как и тренеров, с тем, чтобы они имели возможность участвовать в составе нашей сборной. Также следует статус чемпионов АСБ приравнивать к званию Мастера спорта России.

Следующее мероприятие – это реформирование системы фарм-Клубов. Оно вроде бы не входит в систему соревнований, потому что после 20 лет нет государственных задач по формированию сборных. А количество людей в Клубах позволяет создать вторую сборную профессионалов. То все равно наличие изменений в проведении соревнований с «дублерским составом» или фарм-клубах. Хорошее, на мой взгляд, изобретение Северо-американской хоккейной лиги, которое уже воплощено в жизнь нашим российским хоккейным профессиональным сообществом. Переход независимо от задач, от нижнего фарм-Клуба и наоборт.Это забор лучших игроков, это отход от травм с соответствующими экономическими компенсациями на уровне высшей команды своего региона. Это заслуживает внимание, как и заслуживает внимание  тренерский процесс или школа, в которой два сателлита, два разных может по названию, но по единой форме Клуба, объединенных договором, имеет тренерскую практику, взгляд на развитие хоккея, воплощение этого развития в манеру игры и т.д. Это мне кажется, хороший опыт, адаптированный в России. Подобного рода изменения, на мой взгляд, могут быть дискутируемы, но без которых мы не сможем продолжать дальнейшую качественную эффективную высококвалифицированную спортивную подготовку резерва, как младшей сборной, так и национальной. Я всем желаю в этой дискуссии становиться не только на свои рельсы, а и видеть цели и задачи развития нашей общей организации РФБ. Спасибо за внимание."

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Наши партнеры

  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер
  • Баннер